Центр  телесных  практик Михаила Ясырева
Регулярные занятия Ишвара йога Заметки. Обо всем. Заметки о йоге Видеозаписи Михаил Ясырев Контакты Карта сайта Гимнастика Цай Тайский массаж и парные пластики Цай Школа живого голоса Мероприятия Индивидуальные занятия Углехождение, лежание на гвоздях и т. п. Мнемотехники
 
 
Оппачки, скажет внимательный читатель. Кагжытаг? Это вот безопасность только третий принцип?
А я скажу. Да. Разумеется. Неофит, пришедший в зал - уже расписался в своем презрении к безопасности. Он пришел не за комфортом, он пришел преодолевать трудности же. Ну да, он типа герой и чемпион. Он преодолел. А вы говорите безопасность.
Конечно нет. Я бы мог поставить принцип безопасности даже не на третье, а на последнее место.
В описаниях.
Потому что конечно же - для меня, как для тренера, безопасность вообще не требует места в списках. Потому что она основа всего. Но говорить о ней на уроках - странно. Как мы не считаем вдохи-выдохи или удары сердца в обычной жизни. Безопасность. Ну да.
И тут тоже - три аспекта.
Первый.
Я никогда не "занимаюсь йогой" когда работаю с новичками. Больше того. Даже на занятиях второго уровня я могу себе позволить заниматься лишь во время обычной разминочной последовательности. Когда мы переходим к изучению новых движений, новой асаны мои занятия прекращаются.
Тренер на уроке должен заниматься исключительно учениками.
Можно показать асану, вход в нее, рассказать об ошибках, характерных для учеников. Но и только.
Тренеру не положен коврик. Он должен быть рядом с каждым  учеником одновременно.
Задача - вовремя остановить. Вовремя заметить усталость - даже не мышечную, у многих учеников силы немеряно и выносливость на уровне. Усталость внимания. Начало потери сосредоточенности.
Брось, а то уронишь - это наше. А точнее - не брось, а аккуратно положи, пока можешь сделать это аккуратно. С полным контролем.
Нельзя отдавать этот контроль. Потому что неофиты всегда пытаются сделать больше чем можно им позволить. Многие пытаются "преодолевать" себя. То есть делать вещи, прямо запрещенные в традиции ишвара йоги. И задача тренера - остановить. Причем так, чтобы тренировка осталась эффективной для всех учеников. Даже если на базовое занятие забредет ненароком практик высокого уровня. ( У меня в базовых группах занимались минимум три сертифицированных тренера из традиций айенгара-йоги и аштанга-виньясы. Это только те, кто посещал занятия именно  регулярно.)
Второй аспект. Безопасность преподавателя.
Демонстрировать характерные ошибки вы вынуждены тоже на себе. Нельзя показывать пальцем на ученика, совершившего ту или другую ошибку. Потому что следует и пожалеть его самолюбие и обратить внимание всех на эту ошибку. Показывая на себе ошибки приходится утрировать, выстраивая заведомо неправильное положение тела. А это может быть опасно уже для тренера. Кроме того, у тренера может появиться соблазн блеснуть своими возможностями. А ведь не всегда сложное положение тела удается "легко" удерживать без правильного входа, разминки, достаточно долго. Поэтому следует демонстрировать асаны как бы вполсилы. Осторожно.
Есть и еще одна проблема. Каждая асана, которую демонстрирует преподаватель нуждается в компенсации. Но было бы нелепо демонстрировать асану, затем делать компенсацию... Поэтому следует ухитриться совместить демонстрацию и компенсации. Чтобы не получилось перекоса. Особенно если вы ведете не одно занятие в день. Иначе есть шанс превратиться в морского краба, потерявшего клешню. Видели таких? одна клешня большая другая... ну тоже есть.
И третий аспект безопасности... Увы. Мы живем в том мире где живем.
И это накладывает определенные ограничения на слова и действия. А потому - не поленитесь спросить учеников об их личных ограничениях. Может быть кто-то не приемлет прикосновений. Кому-то неприятно слышать обращения в свой адрес. У кого-то бывают странные реакции непонятно на что. Люди же.

Кроме всего прочего, напомню. У каждого ученика следует спросить о травмах ДО начала урока. Если травмы есть или были - следует уделить особое внимание этому ученику во время выполнения упражнения, которое может как-то задеть больное место.

Итак, третий принцип работы с новичками это безопасность. Безопасность не должна делать занятие скучным. Мы не должны забывать о четвертом принципе - принципе расширения зоны комфорта ученика.
Реклама
Комментарии:
Оставить комментарий:
Ваше имя:
Текст сообщения:
Проверочное число: