Центр  телесных  практик Михаила Ясырева
Регулярные занятия Ишвара йога Заметки. Обо всем. Заметки о йоге Видеозаписи Михаил Ясырев Контакты Карта сайта Гимнастика Цай Тайский массаж и парные пластики Цай Школа живого голоса Мероприятия Индивидуальные занятия Углехождение, лежание на гвоздях и т. п. Мнемотехники
О знании.
   Если мы откроем википедию то мы увидим значение этого слова, которое можно считать общепринятым. "Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. В широком смысле слова, знание — это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений."
    Мне это определение не нравится. От слова совершенно. Поэтому я предлагаю свое.
Знание это состояние уверенности в том, что имеющаяся у субъекта информация является верной, необходимой и достаточной для принятия правильных решений. То есть - знание это состояние ума человека. В этом смысле множественное число слова знание возможно, но это будет не сумма информационных блоков, а указание на наличие множества областей в которых индивид уверен в своем знании.
    Разумеется знание в этом случае может не иметь ничего общего ни с образованностью ни с эрудицией. Больше того - самыми знающими людьми являются невежды и веруны - то есть люди, уверенные в том, что знают все на свете, не имея в действительности вообще никакой ценной информации, не обладающие способностью ее качественно и полезно обрабатывать. Встречали таких?
    Однако их знание позволяет им действовать без всяких сомнений, увлекать за собой людские массы, проповедовать и требовать уважения к себе и своим догмам. Ведь те, кто производит и поддерживает самые дикие догмы, полностью уверены в своей правоте, в своей исключительности, в своей миссии, нет? О да. Знание - великая сила.
    Давайте попробуем разобраться. А откуда оно берется - это самое знание?
Тут имеется, как водится три источника.

    Первый - собственный опыт. Информация полученная на собственном опыте может быть не только невербализированной (не облеченной в слова), но даже и не осознаваемой. Вы просто делаете то что считаете правильным, даже не задумываясь об этом. Более того - вы можете даже не замечать что делаете какой-то выбор, какое-то особенное действие. Это как дыхание - мы просто дышим, не потому что считаем это необходимым. Как этот ваш Портос из  книжки Дюма "я дерусь просто потому что дерусь". Если вам нужно поделиться опытом - вам приходится тем не менее превратить свое знание в слова. Осознать хотя бы самое наличие этого знания.
Иногда попытка облечь свое состояние в слова может и разрушить вашу уверенность, ваше знание. Не замечали? Иногда опыт бывает обманчив (ошибка выжившего, например). Вообще вот это безмолвное знание, собственный опыт - самый ненадежный источник. Самый зыбкий. Но только в случае, если ваш разум высокоорганизован. Для людей не способных рассуждать такие проблемы не существуют. И возникают только вслучае столкновения их знания со вторым источником.
    Второй источник знания - приказ. Или информация полученная из авторитетного источника. Для человека умеющего не думать - это идеальный источник знания. Даже если его собственный опыт вопит об обратном как паровоз, так что перепонки лопаются - этот человек легко принимает новое знание, поскольку мнение авторитетов безусловно важнее какого-то там собственного опыта. В принципе мы все с этим согласны. Ведь если собственный опыт говорит о том, что Земля плоская а солнце вращается вокруг нее, то знание о шарообразности земли и гелиоцентричности нашей планетной системы мы получили в первую очередь из  авторитетных источников, а вовсе не на основании собственного опыта, правда?
Откуда появилось знание, транслированное нам в приказном порядке мы, как правило, не задумываемся. Да и то верно - чего тут думать. В большинстве случаев источником его являлся приказ вышестоящего начальника, не так ли?   
    Третий источник знания - размышления. Собственные размышления по поводу известной достоверной информации с использованием методов, чья справедливость доказана. Что значит доказана? Это значит, что нет ни одного случая, когда используемый алгоритм при достаточности вводных привел бы к неверному результату. Либо когда этот алгоритм привел бы к произвольному результату.
    Вот тут в дело вступает логика. Та самая наука о рассуждениях, умозаключениях и доказательствах, которую давным давно исключили из школьной программы в некоторых странах. Существующих или издохших не важно.
    Для того, чтобы получить знание - человеку способному рассуждать необходимо знать откуда взялась информация, как проверялась достоверность этой информации, можно ли проверить эту достоверность или опровергнуть ее. Разумеется информация должна быть внятно воплощена в слова, причем определения, а не туманные рассуждения. В общем этот путь самый долгий. Но вот только надежность такого знания и универсальность его - самая высокая. Потому и ценность такого знания выше.
    Есть и еще одна проблема знания.
Если вы уверены в том, что обладаете полной, достоверной информацией и можете пользоваться ею для принятия верных  решений вы попадаете в ловушку знания. Перестаете задавать вопросы. Перестаете находить вопросы. А потому - ваше знание коснеет, не развивается. И потому - лучший подарок, который может сделать человек человеку умеющему и любящему рассуждать - это хороший вопрос.

Ученик - тот кто отвечает на вопросы. Учитель - тот кто учит как находить вопросы.
Реклама
Комментарии:
Оставить комментарий:
Ваше имя:
Текст сообщения:
Проверочное число: