Центр  телесных  практик Михаила Ясырева
Регулярные занятия Ишвара йога Заметки. Обо всем. Заметки о йоге Видеозаписи Михаил Ясырев Контакты Карта сайта Гимнастика Цай Тайский массаж и парные пластики Цай Школа живого голоса Мероприятия Индивидуальные занятия Углехождение, лежание на гвоздях и т. п. Мнемотехники
    Как вы наверное уже предположили, если читали предыдущий текст, о знаниях, я опять буду использовать свое собственное определение. И конечно буду говорить о том, что умение штука хорошая но неоднозначная. И вы абсолютно правы. Потому что действительно, умение - это также состояние, но уже не только вашего ума, но и тела.
Умение, это состояние уверенности в  том, что вы способны произвести необходимые и достаточные действия для того, чтобы не задумываясь особо получить нужный результат. И да, мы тоже можем говорить об умениях во множественном числе, поскольку ваше состояние уверенности может проявляться во множестве областей.
    Вы ведь умеете ходить? Плавать? Ездить на велосипеде? Набирать текст вслепую? Стрелять? Бросать камни? Ходить по битым стеклам и раскаленным углям? Да, это все умения. И все это относится именно в вашей уверенности в способности вашего тела выполнить необходимые для достижения результата движения. В должной последовательности, с должными усилиями, должное время и т. п.
    Умение возникает именно в тот момент, когда вы перестаете задумываться над тем как же вы делаете то, что делаете. Когда вам уже не нужно думать что именно надо сделать для достижения результата. К примеру для того, чтобы быть уверенным в своей способности поднять руку вверх, вовсе не нужно знать как посылается сигнал по нервам, какие мышцы напрягаются, какие расслабляются, верно? Вы хотите пить? Вы встаете, наливаете воду в стакан, пьете - вы умеете это. Вы умеете преобразовывать материю разными способами с помощью своего тела. Вы умеете пользоваться телом.
    Кроме того, вы уверены, что умеете думать, видеть, слышать, осязать. То есть получать и преобразовывать информацию.
    Большинство наших умений вроде бы и не требуют никаких подтверждений. Мы умеем то, что умеют все вокруг. И это само собой разумеется. Другие умения присущи только некоторым людям. Такие отличия выделяются и требуют подтверждения действием. И тогда возможны варианты. Ведь может так случиться, что вы умеете что-то, а во время проверки не получилось? Что элемент, тысячу раз выполненный на тренировке, вдруг срывается на соревнованиях? Мы ведь зависим от обстановки, состояния здоровья, душевного равновесия, уверенности, наконец?
    А бывает, что выполняя необходимые действия для достижения некоего результата вы честно не можете повторить эти  же действия для демонстрации умения? С вами такое бывало?
    Был ли Фаэтон сыном Аполлона? Умел ли он действительно управлять огненной колесницей? Может быть именно в тот раз так все совпало, что вот бац - и не получилось? Поверите ли вы в мнимость своего умения, если не пройдете проверку? Может быть и да.
А если всякий раз то, что получается легко и просто в обычной жизни или в присутствии доброжелателей будет провалено при независимой или недоброжелательной проверке? Будете ли вы по прежнему уметь?
    Неосознанные, естественные или обычные умения часто невозможно объяснить. Вы умеете что-то, но не понимаете как у вас это получается. Вы просто берете и делаете. И плохо то, что в этом случае вы не можете ни совершенствовать свое умение ни научить этому других. Увы, постоянное повторение привычных действий не совершенствует мастерства, а оставляет вас на прежнем уровне. А обучение по принципу "делай как я" не дает возможности передать суть. Копируется только внешняя форма.
    Чаще всего этого достаточно. Ну да, ваш ученик, ваш ребенок, будет делать что-то не лучшим образом, а - максимум - так же хорошо или плохо как вы. Цель казалось бы достигается и этого достаточно, правда?
    Тут мы попадаем в ловушку обыденных умений. Так же как и с неосознанным, привычным знанием - мы не относимся к умению критично. Мы не можем исследовать насколько эффективно мы делаем то, что делаем постоянно, не задумываясь. Умения превращаются в привычки, даже инстинкты. Развитие останавливается. А то что не развивается - умирает.
    Чтобы выйти из ловушки умения следует попытаться понять как вы делаете то, что делаете. Следует научиться забывать. Планомерно разучаться.  Использовать осознанное неумение - чтобы обдумать цели и средства и вновь научиться. И уметь уже осознанно. И вот тогда, поняв как вы делаете то, что делаете, вы сможете научить этому и других и себя.
    Но здесь снова проблема. Если ваше умение не исключительно, если есть люди, которые делают то же самое, но лучше вас - есть возможность сравнивать, есть куда тянуться, есть видимая цель роста. А если таких как вы немного? А если вы такой один? Помните сказку о мальчике, который умел летать? Он очень хотел научить этому всех, он понял что и как надо делать. И даже сумел все объяснить и рассказать. Только вот летать - разучился.
    Как и во всякой притче здесь имеется подвох. Это как в мифе об Икаре. Люди восхищаются стремлением героя к солнцу. Не видя сути. И не замечая в мифе истинного мастера.
    Почему из всех известных методик и направлений йоги я выбрал именно ишвара йогу Анатолия Зенченко? Потому что только здесь я нашел осознанное умение. Учитель знает почему он умеет и знает как этому научить. 
Реклама
Комментарии:
Оставить комментарий:
Ваше имя:
Текст сообщения:
Проверочное число: