Центр  телесных  практик Михаила Ясырева
Регулярные занятия Ишвара йога Заметки. Обо всем. Заметки о йоге Видеозаписи Михаил Ясырев Контакты Карта сайта Гимнастика Цай Тайский массаж и парные пластики Цай Школа живого голоса Мероприятия Индивидуальные занятия Углехождение, лежание на гвоздях и т. п. Мнемотехники
Свадхьяя

    Интересное дело. Свадхьяя - дословно означает самосозерцание, самоизучение. И мы в который раз сталкиваемся со сходством составляющих ямы и ниямы с другими гранями йоги. В данном случае мы видим, что имеется свадхьяя - от Схва - сам, я, свой, собственный - и Дхьяна - внезапно созерцание.
    Дхьяна сама по себе является гранью совершенного йогина. В чем же отличие свадхьяи от дхьяны?
Почему свадхьяя выделена в отдельную часть ниямы?
    Дхьяну практиковать невозможно. Это свойство совершенного йогина. Мы же практикуем только асаны и пранаямы. И принципы ямы и ниямы находят вполне практическое применение в нашей практике. В чем же состоит свадхьяя как принцип, и каково ее практическое применение. Вот вопрос.
    А вот ответ.

    Я уже рассказал о том, как объединяются, казалось бы, противоположные принципы тапас и сантоша. Именно сантоша позволяет вам оставаться спокойным наблюдателем, именно тапас заставляет наблюдать.
    Во время практики ваше внимание полностью должно быть посвящено только вашему телу. Вспомним тут между прочим и о шаучии - ваши мысли должны быть очищены. Должны быть? Не думаю что надо вычищать голову метелкой. Во время движения в асану вы и так слишком заняты своим телом, чтобы еще и отвлекаться на посторонние размышления. Ваше внимание занято постоянным наблюдением за своим телом. За реакциями тела на движения. За напряжениями и расслаблениями.
    Только отвлекся от одной точки, а она уже вышла из-под контроля. Смотришь на ноги, а руки убежали. Обратил внимание на голову - а живот повис. Вы учитесь. Вы учитесь не столько упражнениям, сколько тому, как удержать ваше внимание в нескольких местах сразу. Вы учитесь разделять свое внимание.
Ученик йогина в этом похож на дирижера, который играет на одном огромном инструменте - на оркестре.
    Вы видели когда-нибудь дирижера с кнутом? Нет? И я не видел. У дирижера в руках лишь палочка, а то и вовсе ничего. Оркестр подчиняется ему по собственному желанию. Каждый музыкант ловит малейшее движение маэстро. Каждый понимает, что его роль в общем звучании определяется только и исключительно дирижером.
    Таким должно быть и ваше тело во время практики.

    А для этого - вы должны привыкнуть к постоянному самонаблюдению. И это не наблюдение совершенного йогина, не дхьяна. Совершенный йогин наблюдает совершенный механизм собственного тела, совершенный организм мироздания, совершенный ум - брахмана.
    Припомните. Вы когда-нибудь останавливались в лесу понаблюдать за муравьями? Муравейник не зависит от вашего наблюдения. Любое нарушение его жизни с вашей стороны немедленно исправляется. Так, когда-нибудь, в результате практики ваше тело выйдет на третий уровень, и даст вам возможность просто наблюдать за своей жизнью.
   Но пока вы учитесь - ваше наблюдение за собой должно быть сравнено с выслеживанием. С охотой на неизвестного зверя. С охотой на снарка, может быть? Вы должны отслеживать каждое изменение, каждое движение. Каждое препятствие на пути в асану. Каждую ошибку. Вы должны постоянно скользить, перемещать внимание по телу, опоре, внутреннему состоянию, оставляя всякий раз частичку своего ума в каждой отслеженной точке.
    Свадхьяя это охота на самого себя. Это контроль с целью обучения тела новым стереотипам движения. Это поиск. Постоянный поиск задач и решений этих задач. Это наблюдение с азартом и удовлетворенностью. Это наблюдение, поглощающее все внимание целиком - и тем очищающее мысли.
И это движение в сторону пятой ниямы -
ишвара пранидханы
   
Реклама
Комментарии:
Оставить комментарий:
Ваше имя:
Текст сообщения:
Проверочное число: