Центр  телесных  практик Михаила Ясырева
Регулярные занятия Ишвара йога Заметки. Обо всем. Заметки о йоге Видеозаписи Михаил Ясырев Контакты Карта сайта Гимнастика Цай Тайский массаж и парные пластики Цай Школа живого голоса Мероприятия Индивидуальные занятия Углехождение, лежание на гвоздях и т. п. Мнемотехники
    Ну что ж. Мы  подошли к заключительной части разговора о знаниях, умениях и навыках. Или - о собственности второго уровня (если помните, собственность первого уровня - это вещи). В первых двух частях я обратил внимание на то, что и знания и умения это состояния ума и тела. Это состояние уверенности в том, что вы обладаете достоверной информацией и способны произвести действия, необходимые для достижения результата.
    Так же я говорил что знания могут быть получены разными путями и именно способ получения определяет их ценность. Полезными и надежными я называю знания полученные путем логически верных рассуждений на основании достоверно известных фактов. Так же может считаться достоверной научная информация - поскольку она может быть опровергнута, но опровержений нет.
    Говоря об умениях я предостерегал от двух ловушек. Первая - уверенность в своем умении может исключить развитие. Вторая - неосознанное умение может быть уничтожено даже однократной попыткой доказать его наличие. Действительно, если ваше умение исключительно или хотя бы редко - найдется довольно людей, которые будут оспаривать вашу способность достигнуть необычного для них результата. А если вы не сможете выполнить предложенные тесты один или несколько раз, вы и сами можете поверить в свою неспособность. Ведь так легко поверить, что вы все это придумали.
    Существует немало зафиксированных экспериментов, которые показывают, насколько легко заставить человека сомневаться даже в способности различать черное и белое, сладкое и соленое. А все потому, что объективно определить многие способности действительно сложно.
    Во многом это объясняется тем, что мы не можем объяснить как именно что-то делаем.
Как работает воображение? Как сочиняется музыка или стихи? Как пишется картина? Как ...
Если вы не стреляли и не убили животное, которое видите только вы - как вы докажете окружающим и даже себе, что ваша зрение просто более остро? Или вы ухитряетесь различить больше цветов?
    Привычка знать и уметь - очень хорошая привычка. Но она требует большой силы воли, уверенности в себе и стабильности. Иногда - нахождения в правильном окружении... Помните вот это
"В своем кругу мы выбивали двести из ста..."
    Как часто человек, просто сменив окружение, резко меняется и сам. Вы наверняка наблюдали это в жизни.
    Кроме привычки знать и уметь сплошь и рядом мы видим и обратное - привычку не знать и не уметь. Привычное незнание мешает узнавать новое не меньше чем привычное знание. Привычное неумение заставляет истерить многих людей, которых пытаются научить по методу "делай как я". И ведь это даже в случае, когда речь идет об умениях вполне обычных, типа езды на велосипеде или плавания.
    Дело в том, что умение учителя ничем не может помочь ученику, если учитель умеет привычно, неосознанно. Для того чтобы учить других, да и развиваться самому, следует разобрать свое умение, выяснить как вы достигаете результата, какова технология успешных действий. Разобрать, доведя свое умение до набора элементов.
    Много раз слышал, как люди восхищаются, скажем, точности работы токаря или другого станочника. И восхищенные не понимают, что выполнить эту работу ровно с тем же изумляющим  результатом очень просто. Достаточно, чтобы хороший технолог разработал достаточно подробную карту. А дальше - все просто. И да, чтобы станок был качественно налажен. Технология рулит. Грамотно разработанная технология - это то, что позволяет вырабатывать и развивать нечто более полезное чем умения и привычки.
    Это навыки. Осознанные, разумно обоснованные действия, планомерно приводящие к необходимым, заранее определенным результатам.   О да, это совсем нетворческий подход. Но это то, что позволяет учить и учиться. То что позволяет находить и исправлять ошибки. То что позволяет развивать свое умение и доводить его до нужной степени совершенства.
    Мне повезло в этом плане. В йоге я познакомился с Анатолием Зенченко - человеком превратившим мистические умения выдающихся и невероятных сверхлюдей в набор простых и понятных рекомендаций, правил и принципов, позволяющих любому человеку подружиться со своим телом. И забыть про предрасположенность, сверхспособности, врожденные качества или особенную духовность в пользу спокойной планомерности разумных тренировок.
    В более широком плане, мне довелось узнать методику, разработанную Николаем Ягодкиным - сумевшим сделать то же самое с самой способностью к обучению. Никаких медитаций и аутотренингов. Никакого самовнушения. Четкие и ясные правила позволяют научиться работать с информацией так, чтобы действительно развить свою память, скорочтение, способности к языкам. Больше того, те же правила применимы в любой области обучения и я применяю их для себя и своих учеников в зале йоги.
   
    Такой подход к обучению позволяет рассматривать любые неумения, незнания, просто как дурные привычки. Обнаруживая таковые можно разработать систему навыков, повторение которых приводит к созданию хорошей привычки. А хорошие привычки создают возможность быть более эффективным. Ведь для того, чтобы добиваться нужного результата, обладатель хороших привычек может уже не особенно задумываться. Ему не приходится тратить энергию на сомнения. Не приходится обдумывать каждый шаг. Обладатель развитых навыков может быть действительно уверен в том, что нужный результат будет достигнут. Может уверенно планировать свои действия, предвидеть возможные препятствия и действительно может научить других.
Реклама
Комментарии:
Оставить комментарий:
Ваше имя:
Текст сообщения:
Проверочное число: