Центр  телесных  практик Михаила Ясырева
Регулярные занятия Ишвара йога Заметки. Обо всем. Заметки о йоге Видеозаписи Михаил Ясырев Контакты Карта сайта Гимнастика Цай Тайский массаж и парные пластики Цай Школа живого голоса Мероприятия Индивидуальные занятия Углехождение, лежание на гвоздях и т. п. Мнемотехники
Яма. Принципы ямы в практике ишвара йоги. Ахимса


   Интересный момент. В сутрах очень подробно разбираются именно Яма и Нияма. И в каждой из этих граней йогической жизни выделяется еще пять аспектов. Такого рода разбор применяется при этом только к яме и нияме, остальные грани не разбираются столь подробно. Именно это, а вовсе не порядок перечисления в сутрах, я считаю важным при определении очередности рассуждений.

     Именно рассуждений. Поскольку говорить о преимуществе той или иной грани бессмысленно. Восемь граней, как у карандаша... Только вот какие буквы написать на какой грани, что считать основой, это дело выбора.
    Я начинаю с принципа Ямы, поскольку считаю его основой работы с учениками. Принцип Ямы - для учителя. Даже если вы выступаете учителем самому себе.

    Итак. Яма. В свою очередь имеет пять важных аспектов.
Ахимса, Астейя, Сатья, Апариграха, Брахмачарья. Настолько важных, что большинство людей считают их законами, заповедями, приказами, обязательными к исполнению. Но разве кто-то может приказывать человеку? Люди равны, и равный никогда не может приказывать равным. Подчиняясь приказам мы допускаем ничем не обоснованное насилие по отношению к себе. Тем самым нарушая первый аспект Ямы.

    Ахимса. Ненасилие.

    Когда говорят о ненасилии, почему-то чаще всего имеют в виду вегетарианство, веганство, едва ли не джайнизм в его вульгарном понимании. Также это понимается как отказ от борьбы, подчинение всякому, кто грозно нахмурился. Также как всепрощенчество, блаженный фатализм.. Этакая христианская проповедь общего рабства. Но приказать себе перестать употреблять что-то в пищу, защищать себя и других, требовать уважения к себе... Может ли человек отказаться от всего этого без насилия по отношению к себе?

    И не является ли все это обычной трусостью? Ну подумайте. Ну к кому вы можете применить насилие. Чем тут гордиться. "Я отказался от насилия. Я не ем животной пищи, я не отвечаю на оскорбления и удары, я..." Да перестаньте. Это обычно говорят люди, которые никогда по хорошему не голодали, и точно знают что завтра купять в магазине все что нужно для жизни. Люди, которые часто не в силах настоять на своем, защитить себя и своих. Попросту слабые и изнеженные. И где здесь доблесть?

    Но мало того. Люди не только допускают насилие по отношению к себе самим, они еще и самостоятельно применяют насилие в отношении себя. И конечно же ничего кроме постоянной раздраженности, перманентного пребывания в стрессе - не добиваются. Это йога? Нет. Это не йога.

    Так что же делать? Как применить принцип Ахимсы в практике?

    Все очень просто. Практикуя ишвара йогу мы отказываемся от насилия в отношении себя. В отношении своего тела. Мы ничего не растягиваем, не раскрываем, не ломаем. Мы начинаем работу с вопроса. Самого важного вопроса, который задается не только телу, а и всей базе человеческих знаний. В первую очередь - медицина и физика.

    Почему. Почему наше тело не хочет выполнить это движение. Как можно сделать это движение, не испытывая боли. Где и почему спазмированы мышцы. Как устроены суставы. Как выполнить асану легко, если она кажется такой тяжелой физически. Как упростить сложную асану. Что в асане главное а что второстепенное.

    Мы не заставляем тело идти в асану. Асана - это задачка. Задачка, у которой есть ответ. И наша цель в практике, особенно базового уровня - совместно с телом найти решение. Это сложно и увлекательно. Ум предлагает движение, тело отвечает либо болью либо расслаблением спазма.

    В ишвара йоге боль запрещена. Боль - это крик тела о помощи. Это сигнал. Телу плохо. И разве мы можем заставлять тело идти через боль, если все что оно хочет - это сохранить свою целостность для вашего же блага?

    В ишвара йоге нет места боли и насилию. Это практика для умных. Для тех, кто не решает задачи в лоб. Для тех, кто ищет проходы, а не крушит препятствия. Для тех, кто умеет ждать.
И внезапно решает задачи куда быстрее тех, кто спешит добиться своего любой ценой.

    Именно во исполнение принципа ахимсы в ишвара йоге используются десять принципов Анатолия Зенченко. Именно поэтому вся практика разделена на уровни, каждый со своим подходом к ученикам. Преподаватель помогает ученикам найти и решить задачи асан. И сделать это - постоянно находясь в самом центре столь ненавидимой разного рода "гуру" зоны комфорта.

    Потому, что нельзя стать здоровым постоянно болея. Надо лечиться. Нельзя достичь комфорта, постоянно избегая его. Нельзя достичь ненасилия, постоянно насилуя самого себя.
    Со временем ахимса, равно как и другие аспекты Ямы станут вашим естественным поведением. Практика йоги создает привычки, которые уходят в вашу обычную жизнь. Это просто. И когда с практикой вы привыкнете решать задачи без насилия, не думая даже о насилии, вы просто перестанете даже и думать о ненасилии. Как вы не думаете как заставить  ваше сердце сделать очередной удар.

    Продолжение. Астейя
Реклама
Комментарии:
Оставить комментарий:
Ваше имя:
Текст сообщения:
Проверочное число: